Wikipedia — ирекле энциклопедия проектыннан ([http://tt.wikipedia.org.ttcysuttlart1999.aylandirow.tmf.org.ru/wiki/Казанның канлы май 1938 корбаннары latin yazuında])
Над приведением арестованного в «состояние дачи признательных показаний» трудились лучшие «костоломы» НКВД ТАССР – Шелудченко, Марголин, Курбанов. Его «сломали» после шестидневной «выстойки» на ногах без сна и под градом ударов. Он подписал все, что требовали, признав себя немецким и латышским шпионом, агентом гестапо, троцкистом-террористом и покровителем татарских националистов-султангалиевцев. Подтвердил также десятки имен лично им завербованных соучастников этих черных дел. И подписал, даже не читая их списки, составленные следователем.
Его имя потом вычеркнули из истории, как имена тысяч других людей, способствовавших победе строя, который их потом и уничтожил. А он был в этом процессе рывка в светлое будущее фигурой заметной.
В мае 1938 г. в Казани в течение 3 дней работала выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР, которая рассмотрела более 200 дел. Большинство обвиняемых были расстреляны. В списке дел, рассмотренных 9 мая, насчитывается 69 человек, под номером 65 идет Лепа Альфред. Они были расстреляны в тот же день. Все впоследствии реабилитированы.[1]
Даже на фоне проводившихся беспощадных репрессий для Татарии особо "кровавыми” днями оказались 9-11 мая 1938 г., когда выездная сессия ВК Верховного Суда во главе с И. Матулевичем приговорила к ВМН более 100 представителей политической элиты ТАССР и 21 - из Марийской АССР. Все «фигуранты» этого процесса и мера наказания предварительно утверждены Сталиным. В числе расстрелянных были первый секретарь обкома Лепа, глава правительства Абрамов, наркомы, руководители промышленных предприятий и партийных комитетов. Матулевич дал высокую оценку следователям НКВД, хорошо "подготовившим" обвиняемых к процессу, и обещал довести это до сведения наркома в Москве. Правда, было сделано и замечание - "не надо было так сильно бить женщин и "ставить их на окно"/ название одной из форм пыток/, они и без этого признались бы...".[2]
Бу биттәге исемлек тулы булмаска мөмкин! Чыганаклардагы Степанов А. Ф. Расстрел по лимиту: Из истории политических репрессий в ТАССР в годы "ежовщины" тәртибендә бирелә.